Пользователь пикабу рассказал, как с его номера мошенник звонил гражданам под видом следователя Мособласти. Как минимум об одной жертве автор поста узнал лично, когда дочь этой жертвы перезвонила, чтобы прояснить ситуацию. Как возможно, что ваш номер используют мошенники, и что с этим можно сделать, объясняет Алексей Дрозд, начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ».
Вот так выглядел пост пользователя.
Сегодня вдруг получаю звонок с незнакомого номера, на том конце женщина, явно взволнованная. Требует, чтобы я представился. «Вы мне позвонили и требуете? Вы собственно кто?». Женщина пояснила, что её маме с моего номера позвонили 15-20 минут назад и представились: «Я следователь Мособласти, бла-бла-бла». Немного успокоил её, уточнил номер телефона и реально был «подставилен» мой номер. Поискал в интернете, понял, что это обычное дело для мошенников и сделать особо ничего нельзя. Но позвольте?! Ведь у ОПСОСОв все номера телефонов зафиксированы, нельзя выбрать номер, какой захотелось. Тогда почему остается возможность подмены номера по SIP протоколу? Разве ее нельзя ограничить\заблокировать\ввести подтверждение по смс? Что делать или как защититься? – пользователь пикабу chervonetz.
Как такое возможно?
Прежде чем отвечать подробно на вопросы, расскажу, как подобная ситуация вообще могла произойти. Если коротко – это подмена идентификатора звонящего (CallerID spoofing) через виртуальную АТС. Общие принципы хорошо описаны тут. Инструкции для конкретных АТС тоже расписаны.
На самом деле всё проще в реализации (вопрос безопасности не рассматриваем сейчас) и для «шутки» с подменой номера достаточно пошевелить пальцем и вложить немного денег. Вот пример функционала бота в Телеграме.
Теперь начну отвечать на вопросы пользователя по порядку.
Почему остается возможность подмены номера по SIP протоколу?
Потому что это технология «двойного назначения». Её можно использовать и во благо, и во зло. Например, когда вам звонят доставщики еды, вы видите единый номер компании, а не реальный номер курьера. Агрегаторы такси туда же. Банки, турфирмы и т.п. В общем, B2C-компании, которые решили поиграть в заботу о пользователе.
Кроме того, это legacy. Когда придумывали стандарты связи, в приоритете было, чтобы всё заработало. Вопроса безопасности не стояло. В итоге, её прикручивали на ходу, а не внедряли при проектировании. Эту логику легко проследить на примере Интернета: сперва сделали http, а потом придумали SSL-сертификаты с удостоверяющими центрами, чтобы получить более-менее безопасное httpS.
Ведь у ОПСОСОв все номера телефонов зафиксированы, нельзя выбрать номер, какой захотелось. Разве ее нельзя ограничить\заблокировать\ввести подтверждение по смс?
Действительно, ОПСОСы видят и знают, но не делают. Но не потому, что они дураки, а потому что не весь трафик проходит через них. Здесь стек из виртуальных и реальных сетей связи, которые к тому же географически распределены по разным странам. Чтобы всех вывести на чистую воду, нужно, чтобы все между собой договорились о каких-то единых стандартах и об обмене информацией. Вряд ли это возможно. А если начать что-либо блочить со своей стороны, то неизвестно что у кого отвалится с другой. Например, к международному роумингу придёт белый и пушистый зверёк.
Поэтому сейчас вижу, как реализуются 2 направления противодействия.
Первое. На локальном уровне организовать обмен информацией между организациями и её анализ. Этим с прошлого года озаботились банки. Коротко схема выглядит так:
1. Кто-то звонит пользователю с номера банка. ОПСОС это видит.
2. ОПСОС в режиме реального времени отправляет запрос к банку: «с такого-то твоего номера сейчас звонят на такой-то номер?»
3. Банк в режиме реального времени присылает ответ.
4. Если «Да», то всё ок, звонок пропускают. Если «Нет», звонок рвётся, а пользователь даже не в курсе, потому что вся проверка проходит ещё до того, как в линию пошли гудки.
Естественно, такой банкет требует денег. В данном случае платят банки, потому что это им надо. Закона нет, который бы обязывал заботиться о пользователе.
Второе. Менять стандарты, чтоб было как по учебнику: security by design. Пробуют так сделать в США. FCC (Федеральная комиссия по связи) потребует от телефонных компаний, которые принимают звонки из-за пределов США, внедрить протоколы STIR (Secure Telephone Identity Revisited) и SHAKEN (Signature-based Handling of Asserted Information Using toKENs), которые работают с использованием цифровых сертификатов на основе криптографии с открытым ключом. Но это ещё больше денег, чем для первого пункта. Увенчается ли успехом – не известно. Продолжаем наблюдение.
Есть и другие экзотические предложения по борьбе. Глушилки в тюрьмах, распознавание голоса. Когда-то описывал их в этой статье.
В итоге пока проблема лежит в основном на плечах самих пользователей. Кто-то пользуется WhoCalls и подобными приложениями. Кто-то ограничивает детям\родителям списки звонящих через белые листы. Кто-то просто бдит.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных