Процедура администрирования системы защиты баз данных | Администрирование баз данных - SearchInform

Процедура администрирования системы защиты баз данных

Защита баз данных
с помощью системы

В процессе деятельности предприятий, использующих электронно-вычислительную технику, накапливается обширная база данных (информационный ресурс). Для удобства использования информации, своевременной корректировки данных и защиты их целостности используются системы управления базами данных (СУБД). Процедуры осуществляются администраторами базы данных (АБД). В зависимости от объема работ функции АБД выполняет один человек или группа людей. 

Основные задачи АБД

Администратор базы данных отвечает за эффективность, надежность и безопасность программного обеспечения, а также предотвращение частичной или полной утери данных. 

В его задачи входит:

  • систематизация (проектирование) базы данных, уточнение границ целостности информации;
  • оптимизация работы программного обеспечения (настройка серверов и скорости обработки запросов в базе данных);
  • обеспечение доступа к данным и их безопасного использования;
  • резервное копирование и восстановление баз данных;
  • планирование мер по защите целостности информации, содержащейся в базе;
  • обеспечение модернизации СУБД по мере роста объема данных.

Обязанности АБД различных групп

Персонал, выполняющий функции АБ данных, подразделяется на группы, каждая из которых выполняет определенные задачи. 

Существуют следующие специализации АБ данных:

Название специализации АБД Обязанности
Предметный администратор (концептуальный) Отвечает за формирование общей схемы управления базой данных, касающихся «предметной области» (особенностей деятельности предприятия).
Системный администратор Ответственный за работу компьютерной техники и установку программного обеспечения, а также информационную безопасность данных, передаваемых по сети.
Архитектор БД Технический специалист профиля, выбирающий эффективные технологии защиты баз данных. В его обязанности входит составление заданий и инструкций по работе с важной информацией
Администратор хранения данных Отвечает за состояние «памяти» электронных систем, за размещение в ней информации, безопасное хранение данных, их извлечение и использование.
Администратор приложений Контролирует работу с различными серверами и внешними ресурсами, используемыми персоналом.
Администратор безопасности данных Отвечает за предоставление пользователям доступа к сведениям и предотвращение несанкционированного проникновения в информационную систему. Управление доступом осуществляется путем соответствующей настройки программно-технических средств.

Действия всех этих групп координируются, что позволяет обеспечить своевременное пополнение базы данных новыми сведениями, планировать их использование и защиту. 

Администратор управляет всей системой базы данных предприятия. Он должен отлично разбираться в специфике операций в БД, проводить разграничение данных по степени секретности. Администратору предоставляются привилегии на доступ к важной документации, резервным копиям, учетным данным пользователей. 

Должностные инструкции АБД

На предприятиях разрабатывают должностные инструкции, определяющие права и обязанности администратора данных.

Он должен хорошо знать:

  • содержание нормативных и руководящих документов, касающихся методов программирования и обработки электронных данных;
  • специфику деятельности предприятия и технологические особенности работы оборудования;
  • виды электронных носителей информации;
  • способы кодирования, стандарты шифрования данных;
  • методы и языки программирования;
  • правила оформления документации по БД, а также обработки данных;
  • законодательство РФ в области экономики, организации труда и управления.

Использование MS SQL Server

Одним из этапов администрирования защиты баз данных является контроль целостности и восстановление содержащихся в ней сведений.

Причиной потери данных, их утечки из информационной системы может стать сбой в работе электронно-вычислительного оборудования или отключение электропитания. Для того чтобы сохранить информацию используется MS SQL Server – система управления БД, позволяющая автоматически сохранять базу данных без участия администратора. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в базу из журнала транзакций переносятся любые завершенные к этому моменту операции. 

Возможно резервное копирование всех данных или копирование и восстановление отдельных объектов. В настройках программы можно задать срок хранения данных и установить время утраты их значимости. 

Подходы к обеспечению безопасности БД 

Существует два подхода к управлению защитой данных: избирательный и обязательный.

Защищаемым объектом в обоих случаях может быть как полная база данных, так и любая ее часть.

При избирательном подходе к защите данных:

  • пользователь, работающий с различными объектами базы данных, имеет на каждый из них неравные права (привилегии);
  • несколько пользователей имеют разную степень доступа к одним и тем же данным. 

При обязательном подходе производится классификация данных по видам, а пользователям предоставляется определенный уровень доступа к информации конкретного класса.

При этом каждый сотрудник получает цифровой идентификатор, известный системному администратору. Для доступа к данным требуется также пароль, который знает только пользователь. 

Для обеспечения безопасности данных производится:

  • проверка полномочий пользователя;
  • аутентификация его личности.

АБД предоставляются максимальные полномочия. Он контролирует действия других сотрудников, определяет степень их доступа к базе данных. 

Привилегии остальных пользователей устанавливаются в зависимости от рода их деятельности и уровня ответственности.

Например:  В процессе работы персонала используется определенная таблица с данными. Доступ к ней имеют три пользователя: U1, U2 и U3:

1. U1 – создатель таблицы. Он имеет право передавать ее U2 и U3, но не уполномочен вносить что-либо от себя;
2. U2 – оператор, который вносит изменения в таблицу данных. Ему дается право на исправление показателей в отдельном столбце (например, цен на товары);
3. U3 – начальник, который должен ежедневно следить за динамикой изменения данных. Он имеет право только на просмотр всех строк.

Организация защиты данных, которыми владеет предприятие, позволяет предотвратить их утерю в случае возникновения непредвиденных ситуаций, сбоев в работе программно-технического оборудования. 

Используются различные системы управления базами данных, позволяющие осуществлять резервное копирование всей информации или отдельных данных. 

За защиту информации отвечает администратор, в обязанности которого входит контроль за работой программного обеспечения и распределение доступа сотрудников к использованию данных.

12.08.2020

Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.