Информация – товар, который иногда стоит дороже акций или недвижимости. Некоторые массивы данных подлежат охране на уровне закона, это, например, персональные данные граждан, банковская тайна, государственная тайна. Требования по защите информации, используемые организационные и технические средства, определяются Федеральной службой по таможенному и экспортному контролю.
Государство наделило ведомство правом определять стратегические направления в сфере информационной безопасности, разрабатывать концепции и методики, утверждать руководящие документы, обязательные для применения участниками процесса защиты информации. Организации, приступающие к проектированию информационных систем, берут за основу не только международные стандарты и ГОСТы, в первую очередь они ориентируются на методики ФСТЭК России и используют одобренные ведомством программные и технические средства.
Такой подход позволяет решать задачи единообразия государственного регулирования в сфере защиты информации различных классов. Но рекомендации ведомства не всегда успевают за современными моделями угроз. Уровень атак растет быстрее, чем ведомство вносит изменения в руководящие документы, но минимальные требования оно все же устанавливает.
Выполнение рекомендаций регулятора обязательно в случаях:
В каждом из этих случаев необходимо соблюдение требований ведомства. Отказ от этого приведет к проверкам, приостановке и отзыву лицензии, административным штрафам.
Федеральный орган исполнительной власти опирается на Конституцию РФ и федеральные законы, регулирующие защиту информации. Ведомство действует на основании Указа Президента № 1085, определяющего его полномочия. Служба издает собственные нормативно-правовые акты, имеющие как обязательный, так и рекомендательный характер. Найти весь перечень нормативных актов, действующих, и утративших силу, можно на официальном сайте.
Полномочия ведомства распространяются на частные и государственные организации. Приказ № 17 устанавливает требования к защите информации, находящейся в государственных информационных системах (ИС), если она не содержит государственную тайну. Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных, предложенная ведомством, и Рекомендации по защите ПД (Приказ № 21) распространяются на операторов ПД. Некоторые документы имеют гриф «Для служебного пользования», но с большинства он снят. Гриф «ДСП» традиционно сохраняется на документах, регламентирующих требования к программным и аппаратным средствам, которые предназначены для систем с повышенным классом безопасности. Это связано с тем, что информация о том, каким способом защищаются особо важные сведения, может быть доступна только лицензированным организациям.
Нормы ФСТЭК в целом регламентируют:
Некоторые документы вызывают недопонимание в профессиональном сообществе, так как вынуждают изменить защитные схемы и расходовать большие бюджеты на новые программные и технические средства. В большинстве случаев в ходе обсуждения достигается консенсус. Так, в результате взаимодействия с бизнесом ведомство инициировало внесение изменений в Постановление Правительства № 127, касающееся защиты объектов критической информационной инфраструктуры.
Все действия регулятора, ранее именуемого Ростехкомиссией и созданного впервые еще в СССР для борьбы с иностранными техническими разведками, регламентированы на уровне закона и указов президента.
Указ № 1085 устанавливает функции ФСТЭК РФ в сфере защиты информации:
Для реализации этих функций ведомству предоставлен ряд полномочий:
Подчиняется служба непосредственно президенту.
Говоря об организационных требованиях, интересно в сравнении рассмотреть требования по защите данных в государственных ИС (Приказ № 17) и у операторов ПД (Приказ № 21). Оба документа предусматривают, что организационные меры должны обеспечивать защиту от:
Объектом защиты признаются не только данные, содержащиеся в ИС, но и оборудование, съемные носители, средства связи, средства расшифровки информации, программное обеспечение всех типов, операционные системы, технологии сохранения безопасности сведений и технические средства их защиты. Организационные меры призваны ограничить несанкционированное проникновение к этим объектам и разграничить доступ пользователей разных категорий компетентности, а также определить регламенты взаимодействия всех участников процесса защиты информации.
От того, насколько федеральная служба может повлиять на владельца информационной системы, зависит глубина контроля.
Среди основных различий в системе организационных мер для государственных организаций и частных компаний – операторов ПД:
Одной из основных организационных мер для всех участников процесса защиты информации ФСТЭК РФ признает разработку пакета организационно-распорядительной документации.
Для государственной организации это документы:
Для государственных ИС существуют свои правила внедрения системы и введения ее в эксплуатацию, осуществляется разграничение уровня доступа пользователей, проверка, насколько полно в регламентах описаны все нюансы работы с обеспечением безопасности данных. В обязательном порядке проводится отработка действий должностных лиц, отвечающих за организацию процесса защиты информации. Далее информационная система официально аттестуется, лишь после этого возможен ее ввод в эксплуатацию.
В ходе аттестации применяются следующие методы проверки:
При положительном результате всех тестов возможно начало работы.
Управление работой состоит из нескольких этапов:
Вся документация по управлению системой, в том числе о наделении полномочиями лиц, допущенных к ее обслуживанию, утверждается правовым актом ответственного руководителя органа исполнительной власти.
Существенно проще организационные требования к созданию и функционированию информационной системы, в которой хранятся персональные данные, у частных компаний – операторов ПД. Первой задачей юридического лица, которое собирается начать деятельность по обработке персональных данных, является уведомление об этом Роскомнадзор. Далее предстоит определить класс защищенности системы и оборудовать ее согласно требованиям ФСТЭК РФ.
Класс определяется исходя из двух параметров:
Установив категорию, необходимо принять основополагающие документы, определяющие порядок работы с ПД. Согласовывать их ни с кем не требуется, достаточно наличия на предприятии и в доступе в Интернете, если получение данных осуществляется по каналам телекоммуникационной связи.
Необходимо разработать и утвердить:
Документальное обеспечение организационных мер согласно требованиям федеральной службы на этом заканчивается. Конкретные методики защиты помещений, разграничения уровней допуска пользователей, определения архитектуры системы остаются на усмотрение юридического лица.
Ему необходимо решить задачи:
Для решения этих задач используются программные средства, и они должны быть сертифицированы ФСТЭК РФ по классу, соответствующему классу системы оператора. Потребуется раз в три года проводить переоценку работы системы безопасности, но оператор может делать это самостоятельно, если не желает привлечь специализированные организации, имеющие лицензию.
Для защиты информации, содержащейся в государственных ИС, согласно нормам Приказа № 17, могут применяться только сертифицированные программные средства. На частные компании эти нормы распространяются только при обработке ими персональных данных определенных категорий.
Даже несмотря на то, что обрабатываемая в государственных органах информация не является государственной тайной, она интересует злоумышленников.
Для сохранности необходимо внедрять только сертифицированные по требуемому классу защиты программные продукты со следующими функциями:
Выбор сертифицированных защитных средств определяется классом системы. Но если на конкретный временной период бюджетные требования не позволяют установить программное обеспечение нужного класса и уровня сертификации, по согласованию с территориальным органом ведомства допустимы временные отступления и установка иных сертифицированных средств.
Перечень программных средств для операторов ПД аналогичен тому, который предлагается для государственных систем, но от них требуется меньший функционал.
Оператор вправе:
Если использование какого-то средства невозможно, то ведомство предлагает компенсирующие меры, также устраняющие риски утраты данных. Финансовая целесообразность остается базовым принципом при выстраивании архитектуры системы. Дополнительно ведомство рекомендует операторам своевременно тестировать систему на проникновения и на качество защиты. В большинстве случаев операторы при формировании своих систем ограничиваются антивирусной защитой, межсетевыми экранами и регулярным мониторингом.
Брандмауэры или файрволы для защиты информации применяют многие компании, вне зависимости от необходимости защиты ПД, поэтому интересно рассмотреть требования ФСТЭК РФ к ним. Ведомство открыло для общего доступа нормы, регламентирующие только профили файрволов 4-6 классов защиты, то есть не предназначенных для систем, в которых обрабатываются сведения, содержащие государственную тайну.
Согласно утвержденному ведомством профилю защиты межсетевых экранов, под межсетевым экраном понимается ПО, реализующее функции контроля и фильтрации проходящих через него информационных потоков в соответствии с изначально заданными правилами.
Файрвол должен обеспечивать защиту от угроз:
Функциями межсетевого экрана, согласно ФСТЭК РФ, являются:
Рассмотренные в документе типы межсетевых экранов применимы только к рабочим станциям, ведомство не интересует регулирование средств защиты информации в рамках мобильных устройств, объектов Интернета вещей, автомобильной электроники. Выбор программного обеспечения для этих целей остается на усмотрение пользователей.
Общественность интересует, насколько эффективно ведомство выполняет свои функции. Отчитываясь о результатах реализации требований в сфере защиты информации, ФСТЭК применительно к разработчикам ПО, критически важным объектам инфраструктуры и частично к операторам ПД отмечает:
Деятельность ФСТЭК РФ показывает ее готовность успевать за требованиями времени и предлагать рынку новые инструменты защиты информации.
Ведомство регулярно проводит плановые и внеплановые проверки деятельности организаций в сфере защиты информации. Плановые проводятся раз в три года. О том, что компания попала в список на проверку, можно узнать в конце предыдущего перед проверкой года в реестре на сайте Генпрокуратуры. Внеплановые проводятся в критических случаях, когда выявлена реальная угроза безопасности данных.
Результатами проверки становятся:
На практике нехватка документов, отсутствие контроля за машинными носителями информации или использование несертифицированного программного обеспечения для оператора ПД, если он не является, например, банком или крупным провайдером, приводит к небольшим штрафам.
Тем не менее не стоит пренебрегать рекомендациями и требованиями ФСТЭК по защите информации, утечка персональных данных и иных сведений из-за беспечности может привести к крупным убыткам.
05.12.2019
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных