Задача фильтрации электронной почты является актуальной и для государства, и для компаний. На уровне государства она это позволяет повысить уровень безопасности граждан, обеспечить защиту от киберугроз. На уровне компаний – снизить риски утечки конфиденциальных данных, пересылаемых недобросовестными сотрудниками по электронной почте.
Использование электронной почты в государственной организации или компании связано с двумя угрозами – утечкой данных и проникновением в локальную информационную сеть вирусов, способных навредить данным и оборудованию, на котором они хранятся.
Эпидемии вирусов происходят все чаще. Они могут на долгие сроки вывести из строя серверы, зашифровать или уничтожить информацию. В 2019 году компьютеры по всему миру атаковали трояны, способные полностью заменить библиотеку данных собственной информацией.
Зловреды попадают на компьютер или мобильный разными способами. Зачастую пользователи загружают вредоносный файл на устройства при скачивании непроверенных программ или при получении по электронной почте письма с вредоносным вложением. Оно может открываться непроизвольно, и в итоге для возвращения права работать с информацией жертве приходится заплатить вымогателям.
Фильтрация электронной почты в компаниях является необходимой мерой профилактики утечек информации, поскольку через почтовые ящики часто бесконтрольно передаются большие объемы ценных данных. Так утекают сведения о клиентах банков и салонов сотовой связи, которые затем передаются конкурентам или выставляются на продажу на площадках в даркнете. Борьба с утечками в большинстве компаний ведется на уровне организационных мер, разграничения доступа пользователей, но логины и пароли нередко передаются сотрудниками друг другу для упрощения работы, проконтролировать ситуацию и выявить действительного виновника крайне сложно. Необходимы специализированные программы, позволяющие обеспечивать фильтрацию электронной почты.
Иногда организации не готовы идти на усиление защиты специальными программными средствами, считая их лишними расходами.
Антивирусы и блокировщики электронной почты, по мнению службы безопасности, могут полностью обезопасить компанию.
Иногда СБ не учитывает, что специализированный софт решает задачи лучше:
Программы, позволяющие фильтровать почту, действуют по принципу анализа контента – ищут пакеты, содержащие слова, ранее введенные в текстовый анализатор.
При подборе нужной программы консультанты, помогающие клиенту, дополнительно обеспечивают:
Основными предложениями для внедрения на российском рынке являются продукты компании Cisco. Фильтрацию электронной почты обеспечивает Cisco Email Security Appliance (ESA), а дополнительную защиту в виде фильтрации доступа предлагает Cisco ASA с сервисами Firepower, FTD. Эти программные продукты помогут обеспечить защиту всех используемых каналов коммуникации, почта будет ограждена от спама и вирусов.
Комплексным решением станет внедрение DLP-системы. Она объединит возможности различных продуктов и не только отфильтрует веб-трафик электронной почты, но и заблокирует передачу конфиденциального контента.
Часто источниками опасности для информационных систем становятся отдельные вредоносные сайты. Пользователи, посещая их, не только получают доступ к запрещенному контенту, например, нарушающему законодательство о защите авторских прав, но и иногда самостоятельно скачивают файлы, содержащие вредоносные программы. Такие программные продукты могут быть выполнены в различных версиях:
Все типы ПО ограничивают доступ к сайтам, на которых есть риск нахождения вирусов. Они предотвращают заход на фишинговые сайты, созданные мошенниками как аналоги реально существующих и предназначенные для сбора паролей и других данных пользователей. Но они могут использоваться и для других целей, в рамках компании программы решают задачи ограничения для сотрудников возможности посещать сайты, определяемые политиками безопасности. Обычно это:
Но если сотрудник использует на рабочем месте собственное мобильное устройство с выходом в Интернет через Wi-Fi или иными способами, такое ограничение не решит задач, поставленных перед ним службой безопасности. Корпоративные мобильные устройства должны подключаться к единой системе безопасности компании, позволяющей контролировать данные, передаваемые по каналам электронной почты и с таких устройств, даже в ситуации использования пользователями прокси-серверов.
Средства интернет-фильтрации на первом этапе своего развития использовали механизм сверки запрашиваемых URL-адресов со своей базой и введенными вручную сетевыми администраторами черными списками методом регулярных выражений. По мере развития нейтронных сетей и технологий машинного обучения к методикам добавились распознавание образа и анализ языка. Это позволяет осуществлять фильтрацию не только по адресу сайта, но и на основании анализа всей размещенной на нем информации. Программы находят ключевые слова или поисковые фразы, и, если их процент превышает допустимый изначально заданными параметрами, доступ к странице и исходящий от нее веб-трафик блокируются.
Дополнительные функции продвинутых версий таких программ:
Точная настройка интернет-фильтра позволит проверить и исходящий веб-трафик, выявив в нем определенный контент, и заблокировать передачу.
Среди популярных решений:
При выборе программы следует ориентироваться на следующие параметры:
Не только компании, но и государство иногда нуждается в фильтрации информации, передаваемой по каналам электронной почты. Создание системы фильтрации интернет-трафика, проходящего через каналы электронной почты и мессенджеры, стало одной из приоритетных задач правительства, существующей в рамках реализации программы «Цифровая экономика». Программа утверждена в 2017 году, на 2019-2020 годы она предусматривает разработку и внедрение Национальной системы фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ). Инициаторами внесения этого проекта стали сенатор Елена Мизулина и неправительственная организация «Лига безопасного интернета».
Правительство должно выделить ресурсы, и к 2020 году система заработает в полную силу. Она решит следующие задачи:
Система может работать на двух уровнях, осуществлять фильтрацию трафика только в образовательных учреждениях и осуществлять мониторинг переписки по электронной почте, в мессенджерах и социальных сетях в пределах всего Рунета. Во втором случае требуется привлечение большого объема ресурсов. Предлагается также реализовать принцип «белых сайтов», посещение которых доступно для всех, и ресурсов ограниченного доступа, для посещения которых нужно будет писать заявление провайдеру. Пока информации о ходе реализации программы нет, эксперты предполагают, что сроки ее введения в действие будут отодвинуты.
На любом уровне управление системами фильтрации почтового трафика включает в себя постановку задачи и выбор программного решения. Успех всецело зависит от профессионализма ИТ-служб.
05.12.2019
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных