Система защиты от утечек информации основывается в том числе на выявлении, предотвращении, регистрации и устранении последствий инцидентов информационной безопасности или событий, нарушающих регламентированные процедуры защиты ИБ. Существует ряд методик, определяющих основные параметры управления ими. Эти методики внедряются на уровне международных стандартов, устанавливающих критерии оценки качества менеджмента в компании. События или инциденты ИБ в рамках этих регламентов выявляются и регистрируются, их последствия устраняются, а на основании анализа причин их возникновения положения и методики дорабатываются.
Международные регламенты, действующие в сфере сертификации менеджмента информационных систем, дают свое определение этому явлению. Согласно им инцидентом информационной безопасности является единичное событие нежелательного и непредсказуемого характера, которое способно повлиять на бизнес-процессы компании, скомпрометировать их или нарушить степень защиты информационной безопасности. На практике к этому понятию относятся разноплановые события, происходящие в процессе работы с информацией, существующей в электронной форме или на материальных носителях. К ним может относиться и оставление документов на рабочем столе в свободном доступе для другого персонала, и хакерская атака – оба инцидента в равной мере могут нанести ущерб интересам компании.
Среди основных типов событий присутствуют:
Все эти события должны быть классифицированы, описаны и внесены во внутренние документы компании, регламентирующие порядок обеспечения информационной безопасности. Кроме того, в регламентирующих документах необходимо установить иерархию событий, разделить их на более или менее значимые. Следует учитывать, что существенная часть инцидентов малозаметны, они происходят вне периметра внимания должностных лиц. Такие события должны быть описаны особо, и определены меры для их выявления в режиме постфактум.
При описании мер реакции следует учитывать, что изменение частоты появления и общего количества инцидентов информационной безопасности является одним из показателей качества работы систем, обеспечивающих ИБ, и само по себе классифицируется в качестве существенного события. Учащение событий может говорить о намеренной атаке на информационные системы компании, поэтому оно должно стать основанием для анализа и дальнейшего повышения уровня защиты.
Регламенты, определяющие порядок управления инцидентами информационной безопасности, должны стать составной частью бизнес-процессов и их регламентации. Предполагая, что инцидентом является недозволенное, несанкционированное событие, в работе нужно опираться на механизм, разделяющий события и действия на разрешенные и запрещенные, определяющий органы, имеющие права на разработку таких норм. Кроме того, регламент определяет методы и способы классификаций событий, прямо не обозначенных в документах в качестве значимых, и механизм выявления таких событий, их описания и последующего внесения в регламентирующие документы.
Например, в регламенте может быть запрещено размещение конфиденциальной информации на портативных носителях без ее кодировки или шифрования, при этом не будет прямо установлен запрет на вынос таких устройств за пределы компании. Случайная утрата компьютера в результате криминального посягательства станет инцидентом, но он не будет прямо запрещен. Соответственно, в документах должен быть установлен механизм дополнения норм и правил безопасности в ситуативном порядке без излишней бюрократии. Это позволит оперативно реагировать на новые вызовы и дорабатывать меры защиты своевременно, а не со значительным запозданием.
Система сертификации ISO 27001 в качестве одного из элементов ИБ предполагает необходимость создания отдельной процедуры управления инцидентами информационной безопасности в рамках общей системы стандартизации бизнес-процессов.
Несмотря на то, что стандарты прямо рекомендуют внедрять методики управления инцидентами информационной безопасности, на практике внедрение и реализация этих практик встречают множество сложностей. Отдельные процедуры управления инцидентами не внедряются. Этот показатель не говорит о том, что системы менеджмента инцидентов работают хорошо или плохо, это свидетельствует только о том, что существует определенная брешь в системе безопасности.
Управление инцидентами информационной безопасности основано на следующих действиях:
Управление инцидентами в безопасности с помощью «СёрчИнформ КИБ» упрощает работу ИБ-службы компании: система экстренно реагирует на нарушения политик безопасности и снабжает ИБ-специалиста большой доказательной базой.
Основные проблемы, связанные с нарушением процедур, обусловлены неготовностью персонала в полной мере воспринимать, адаптировать и выполнять рекомендации. Касательно инцидентов информационной безопасности, сложности в восприятии и реакции вызывают моменты, связанные с совершением действий, которые прямо не регламентированы инструкциями или стандартами или вызывают ощущение излишних или избыточных.
Как любая корпоративная процедура, организация управления инцидентами информационной безопасности должна пройти несколько этапов: от принятия решения о его необходимости до внедрения и аудита. На практике менеджмент большинства предприятий не осознает необходимости применения этой практики защиты информационного периметра, поэтому для возникновения инициативы о ее внедрении часто требуется аудит систем ИБ внешними консультантами, выработка ими рекомендаций, которые затем будут реализованы руководством предприятия. Таким образом, начальной точкой для реализации процедур управления инцидентами ИБ становится решение исполнительных органов или иногда более высоких звеньев системы управления компании, например, Совета директоров.
Общее решение обычно принимается в русле модернизации существующей системы ИБ. Система управления инцидентами является ее основной частью. На уровне принятия решения необходима его локализация в общей парадигме целей компании. Оптимально, если функционирование системы ИБ становится одной из бизнес-целей организации, а качество ее работы подкрепляется установлением ключевых показателей эффективности для ответственных сотрудников компании. После определения статуса функционирования системы необходимо перейти к разработке внутренней документации, опосредующей связанные с ней отношения в компании.
Для придания значимости методикам управления информационной безопасностью они должны быть утверждены на уровне исполнительного органа (генерального директора, правления или совета директоров). С данными документа необходимо ознакомить всех сотрудников, имеющих отношение к работе с информацией, существующей в электронных формах или на материальных носителях.
В структуре документа, оформляемого в виде положения или регламента, должны выделяться следующие подразделы:
При разработке регламентов, опосредующих систему управления событиями ИБ, желательно опираться на уже созданные и показавшие свою эффективность методики и документы, включая формы отчетов, журналы регистрации, уведомления о событии.
Непосредственно после уведомления соответствующих должностных лиц о произошедшем инциденте и его фиксации необходимо совершить действия реагирования, а именно устранения причин и последствий события. Все этапы этих процессов должны найти свое отражение в регламентах. Там описываются перечни общих действий для отдельных наиболее значимых событий, конкретные шаги и сроки применения мер. Необходимо также предусмотреть ответственность за неприменение установленных мер или недостаточно эффективное их применение.
На этапе расследования от должностных лиц организации требуется:
Если предполагается в дальнейшем возбуждение судебного преследования по факту инцидента на основании совершения преступления в сфере информационной безопасности или нарушения режима коммерческой тайны, к расследованию уже на начальном этапе необходимо привлечь оперативно-следственные органы. Собранные самостоятельно факты без соблюдения процессуальных мер не будут признаны надлежащими доказательствами и приобщены к делу.
Как расследовать утечки информации с помощью DLP-системы? Читать.
Непосредственно после выявления инцидента предпринимаются оперативные меры по устранению его последствий. На следующем этапе необходим анализ причин его возникновения и совершение комплекса действий, направленных на предотвращение возможного повторения аналогичного события. Сегодня основным регламентирующим документом, предлагающим стандарты реакции на инциденты, стал ISO/IEC 27000:2016, это последняя версия совместной разработки ISO и Энергетической комиссии. В России на основе более ранних версий ISO/IEC разработаны ГОСТы. В рамках ISO/IEC 27000:2016 предлагается создать специальную службу поддержки, Service Desk, на которую должны быть возложены функции управления инцидентами.
При получении сертификата соответствия по стандарту ISO 27001, а также при проверке соблюдений требований стандарта проводится аудит выполнения методик управления инцидентами информационной безопасности. При проведении аудита часто выясняется, что даже при внедрении стандартов возникает существенное количество проблем и недопониманий, связанных с регистрацией инцидентов и расследованием событий, послуживших причиной для их возникновения. Расследования осложняются тем, что под одной учетной записью могут входить несколько операторов или администраторов, что затрудняет их аутентификацию. На контроллере серверов в большинстве случаев не заводятся и не ведутся журналы учета событий. Отсутствие контролируемой системы идентификации пользователей, характерное для большинства российских компаний, позволяет в произвольном режиме менять информацию, останавливать серверы или модифицировать их работу. ИБ, внедренные в большинстве российских компаний, не позволяют контролировать действия администраторов.
Рекомендуется проведение аудита не реже чем раз в полгода. Его результатами должны стать обновление перечня событий, признаваемых инцидентами, доработка перечня необходимых действий по их устранению, изменение программных средств, обеспечивающих защиту информационного периметра. Если в компании установлены DLP-системы и SIEM-системы, то с учетом проведенного анализа инцидентов, произошедших за определенный период, и результатов аудита они могут быть доработаны.
Аудит не должен быть единственным фактором, выявляющим недостатки работы системы. Еще на этапе ее внедрения должны быть разработаны системы контроля качества процессов, результаты работы которых должны обрабатываться в регулярном режиме.
Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных