Информационная безопасность

Решения «СёрчИнформ»:

Предотвращение утечек Выявление угроз Контроль персонала

Управление инцидентами информационной безопасности

Система защиты от утечек информации основывается в том числе на выявлении, предотвращении, регистрации и устранении последствий инцидентов информационной безопасности или событий, нарушающих регламентированные процедуры защиты ИБ. Существует ряд методик, определяющих основные параметры управления ими. Эти методики внедряются на уровне международных стандартов, устанавливающих критерии оценки качества менеджмента в компании. События или инциденты ИБ в рамках этих регламентов выявляются и регистрируются, их последствия устраняются, а на основании анализа причин их возникновения положения и методики дорабатываются.

Понятие инцидента

Международные регламенты, действующие в сфере сертификации менеджмента информационных систем, дают свое определение этому явлению. Согласно им инцидентом информационной безопасности является единичное событие нежелательного и непредсказуемого характера, которое способно повлиять на бизнес-процессы компании, скомпрометировать их или нарушить степень защиты информационной безопасности. На практике к этому понятию относятся разноплановые события, происходящие в процессе работы с информацией, существующей в электронной форме или на материальных носителях. К ним может относиться и оставление документов на рабочем столе в свободном доступе для другого персонала, и хакерская атака – оба инцидента в равной мере могут нанести ущерб интересам компании.

Среди основных типов событий присутствуют:

  • нарушение порядка взаимодействия с Интернет-провайдерами, хостингами, почтовыми сервисами, облачными сервисами и другими поставщиками телекоммуникационных услуг;
  • отказ оборудования по любым причинам, как технического, так и программного характера;
  • нарушение работы программного обеспечения;
  • нарушение любых правил обработки, хранения, передачи информации, как электронной, так и документов;
  • неавторизированный или несанкционированный доступ третьих лиц к информационным ресурсам;
  • выявление внешнего мониторинга ресурсов;
  • выявление вирусов или других вредоносных программ;
  • любая компрометация системы, например, попадание пароля от учетной записи в открытый доступ.

Все эти события должны быть классифицированы, описаны и внесены во внутренние документы компании, регламентирующие порядок обеспечения информационной безопасности. Кроме того, в регламентирующих документах необходимо установить иерархию событий, разделить их на более или менее значимые. Следует учитывать, что существенная часть инцидентов малозаметны, они происходят вне периметра внимания должностных лиц. Такие события должны быть описаны особо, и определены меры для их выявления в режиме постфактум.

При описании мер реакции следует учитывать, что изменение частоты появления и общего количества инцидентов информационной безопасности является одним из показателей качества работы систем, обеспечивающих ИБ, и само по себе классифицируется в качестве существенного события. Учащение событий может говорить о намеренной атаке на информационные системы компании, поэтому оно должно стать основанием для анализа и дальнейшего повышения уровня защиты.

Место управления инцидентами в общей системе информационной безопасности

Регламенты, определяющие порядок управления инцидентами информационной безопасности, должны стать составной частью бизнес-процессов и их регламентации. Предполагая, что инцидентом является недозволенное, несанкционированное событие, в работе нужно опираться на механизм, разделяющий события и действия на разрешенные и запрещенные, определяющий органы, имеющие права на разработку таких норм. Кроме того, регламент определяет методы и способы классификаций событий, прямо не обозначенных в документах в качестве значимых, и механизм выявления таких событий, их описания и последующего внесения в регламентирующие документы.

Например, в регламенте может быть запрещено размещение конфиденциальной информации на портативных носителях без ее кодировки или шифрования, при этом не будет прямо установлен запрет на вынос таких устройств за пределы компании. Случайная утрата компьютера в результате криминального посягательства станет инцидентом, но он не будет прямо запрещен. Соответственно, в документах должен быть установлен механизм дополнения норм и правил безопасности в ситуативном порядке без излишней бюрократии. Это позволит оперативно реагировать на новые вызовы и дорабатывать меры защиты своевременно, а не со значительным запозданием.

Система сертификации ISO 27001 в качестве одного из элементов ИБ предполагает необходимость создания отдельной процедуры управления инцидентами информационной безопасности в рамках общей системы стандартизации бизнес-процессов.

Особенности управления событиями безопасности

Несмотря на то, что стандарты прямо рекомендуют внедрять методики управления инцидентами информационной безопасности, на практике внедрение и реализация этих практик встречают множество сложностей. Отдельные процедуры управления инцидентами не внедряются. Этот показатель не говорит о том, что системы менеджмента инцидентов работают хорошо или плохо, это свидетельствует только о том, что существует определенная брешь в системе безопасности.

Управление инцидентами информационной безопасности основано на следующих действиях:

  • определение. В организации отсутствует методика выявления и классификации инцидентов, описание их основных параметров, поэтому сотрудники встают перед необходимостью или самостоятельно определять критерии события, или игнорировать его. Вход в сеть под аккаунтом другого сотрудника, согласно стандартам, является инцидентом информационной безопасности, но он не будет зафиксирован в журнале, так как сотрудники считают такое поведение стандартным и дозволенным, особенно в условиях дефицита кадровых ресурсов;
  • оповещение о возникновении. Даже если какое-либо событие может быть определено согласно принятым в организации методикам или личному мнению сотрудника как инцидент, чаще всего в организации не разработаны стандарты и маршруты оповещения о таких событиях. Даже если кем-то будет выявлен факт копирования документов, относящихся к коммерческой тайне, сотрудник встанет в тупик перед вопросом, кто именно и в какой форме должен быть оповещен об этом инциденте: его руководитель, служба безопасности или иное лицо;
  • регистрация. Эта часть стандартов является наиболее невыполнимой для российских компаний, инциденты не идентифицируются, соответственно, не фиксируются. Отсутствует практика заведения регистров учета, в которых бы фиксировались значимые события, что впоследствии давало бы материал для их анализа и прогноза возможных атак;
  • устранение причин и последствий. Любой инцидент вызывает определенные следы и последствия, которые, с одной стороны, могут мешать деятельности компании, с другой – служат материалом для проведения расследования причин его возникновения. Отсутствие регламентов устранения последствий может привести как к накоплению ошибок, так и к полному уничтожению доказательственной базы, позволяющей выявить виновника произошедшей ситуации. Любые срочные меры, предпринимаемые для восстановления стабильности, могут случайно или намеренно уничтожить следы проникновения в базу данных;
  • меры реагирования на инциденты. В ряде случаев возникновение инцидента может потребовать срочных мер реагирования, например, отключения компьютера от сети, приостановки передачи информации, установки контакта с провайдером. Должны быть определены органы и должностные лица, ответственные за разработку механизма реагирования и его оперативную реализацию;
  • расследование. Полномочия по расследованию должны быть переданы из ведения IT-службы в компетенцию служб безопасности. В рамках расследования должны быть изучены журналы учета, проанализированы действия всех пользователей и администраторов, которые имели доступ к системам в период возникновения чрезвычайной ситуации. Расследование должно стать одним из основных элементов управления инцидентами. На практике в российских компаниях от реализации этого этапа отказываются, ограничиваясь устранениями последствий произошедшего события. При необходимости расследование должно производиться с привлечением оперативно-следственных органов;
  • реализация превентивных мер. В большинстве случаев инциденты не являются единичными, их возникновение свидетельствует о том, что в системе ИБ возникла брешь и аналогичные случаи будут повторяться. Во избежание этих рисков необходимо по результатам расследования подготовить протокол или акт комиссии, в котором определить, какие именно меры должны быть применены для предотвращения аналогичных ситуаций. Кроме того, применяются определенные меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом и внутренними регламентами;
  • аналитика. Все события, нарушающие регламентированные процессы и могущие быть квалифицированы в качестве инцидентов информационной безопасности, должны стать основой для анализа, который поможет определить их характер, проявить системность и выработать рекомендации для совершенствования системы ИБ, действующей в компании.

Основные проблемы, связанные с нарушением процедур, обусловлены неготовностью персонала в полной мере воспринимать, адаптировать и выполнять рекомендации. Касательно инцидентов информационной безопасности, сложности в восприятии и реакции вызывают моменты, связанные с совершением действий, которые прямо не регламентированы инструкциями или стандартами или вызывают ощущение излишних или избыточных.

Процедура управления

Как любая корпоративная процедура, организация управления инцидентами информационной безопасности должна пройти несколько этапов: от принятия решения о его необходимости до внедрения и аудита. На практике менеджмент большинства предприятий не осознает необходимости применения этой практики защиты информационного периметра, поэтому для возникновения инициативы о ее внедрении часто требуется аудит систем ИБ внешними консультантами, выработка ими рекомендаций, которые затем будут реализованы руководством предприятия. Таким образом, начальной точкой для реализации процедур управления инцидентами ИБ становится решение исполнительных органов или иногда более высоких звеньев системы управления компании, например, Совета директоров.

Общее решение обычно принимается в русле модернизации существующей системы ИБ. Система управления инцидентами является ее основной частью. На уровне принятия решения необходима его локализация в общей парадигме целей компании. Оптимально, если функционирование системы ИБ становится одной из бизнес-целей организации, а качество ее работы подкрепляется установлением ключевых показателей эффективности для ответственных сотрудников компании. После определения статуса функционирования системы необходимо перейти к разработке внутренней документации, опосредующей связанные с ней отношения в компании.

Для придания значимости методикам управления информационной безопасностью они должны быть утверждены на уровне исполнительного органа (генерального директора, правления или совета директоров). С данными документа необходимо ознакомить всех сотрудников, имеющих отношение к работе с информацией, существующей в электронных формах или на материальных носителях.

В структуре документа, оформляемого в виде положения или регламента, должны выделяться следующие подразделы:

  • определение событий, признаваемых инцидентами применительно к системе безопасности конкретной компании. Так, пользование внешней электронной почтой может быть нарушением ИБ для государственной компании и рядовым событием для частной;
  • порядок оповещения о событии. Должны быть определены формат уведомления (устный, докладная записка, электронное сообщение), перечень лиц, которые должны быть оповещены, и дублирующие их должности в случае их отсутствия, перечень лиц, до которых также доносится информация о событии (руководство компании), срок уведомления после получения информации об инциденте;
  • перечень мероприятий по устранению последствий инцидента и порядок их реализации;
  • порядок расследования, в котором определяются ответственные за него должностные лица, механизм сбора и фиксации доказательств, возможные действия по выявлению виновника;
  • порядок привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
  • меры усиления безопасности, которые должны быть применены по итогам расследования инцидента;
  • порядок минимизации вреда и устранения последствий инцидентов.

При разработке регламентов, опосредующих систему управления событиями ИБ, желательно опираться на уже созданные и показавшие свою эффективность методики и документы, включая формы отчетов, журналы регистрации, уведомления о событии.

Устранение причин и последствий события, его расследование

Непосредственно после уведомления соответствующих должностных лиц о произошедшем инциденте и его фиксации необходимо совершить действия реагирования, а именно устранения причин и последствий события. Все этапы этих процессов должны найти свое отражение в регламентах. Там описываются перечни общих действий для отдельных наиболее значимых событий, конкретные шаги и сроки применения мер. Необходимо также предусмотреть ответственность за неприменение установленных мер или недостаточно эффективное их применение.

На этапе расследования от должностных лиц организации требуется:

  • определить причины возникновения инцидента и недостатки регламентирующих документов и методик, сделавших возможным его возникновение;
  • установить ответственных и виновных лиц;
  • собрать и зафиксировать доказательства;
  • установить мотивы совершения инцидента и круг лиц, причастных к нему помимо персонала компании, выявить заказчика.

Если предполагается в дальнейшем возбуждение судебного преследования по факту инцидента на основании совершения преступления в сфере информационной безопасности или нарушения режима коммерческой тайны, к расследованию уже на начальном этапе необходимо привлечь оперативно-следственные органы. Собранные самостоятельно факты без соблюдения процессуальных мер не будут признаны надлежащими доказательствами и приобщены к делу.

Превентивные меры, изменения стандартов и ликвидация последствий

Непосредственно после выявления инцидента предпринимаются оперативные меры по устранению его последствий. На следующем этапе необходим анализ причин его возникновения и совершение комплекса действий, направленных на предотвращение возможного повторения аналогичного события. Сегодня основным регламентирующим документом, предлагающим стандарты реакции на инциденты, стал ISO/IEC 27000:2016, это последняя версия совместной разработки ISO и Энергетической комиссии. В России на основе более ранних версий ISO/IEC разработаны ГОСТы. В рамках ISO/IEC 27000:2016 предлагается создать специальную службу поддержки, Service Desk, на которую должны быть возложены функции управления инцидентами.

Аудит соблюдения стандартов

При получении сертификата соответствия по стандарту ISO 27001, а также при проверке соблюдений требований стандарта проводится аудит выполнения методик управления инцидентами информационной безопасности. При проведении аудита часто выясняется, что даже при внедрении стандартов возникает существенное количество проблем и недопониманий, связанных с регистрацией инцидентов и расследованием событий, послуживших причиной для их возникновения. Расследования осложняются тем, что под одной учетной записью могут входить несколько операторов или администраторов, что затрудняет их аутентификацию. На контроллере серверов в большинстве случаев не заводятся и не ведутся журналы учета событий. Отсутствие контролируемой системы идентификации пользователей, характерное для большинства российских компаний, позволяет в произвольном режиме менять информацию, останавливать серверы или модифицировать их работу. ИБ, внедренные в большинстве российских компаний, не позволяют контролировать действия администраторов.

Рекомендуется проведение аудита не реже чем раз в полгода. Его результатами должны стать обновление перечня событий, признаваемых инцидентами, доработка перечня необходимых действий по их устранению, изменение программных средств, обеспечивающих защиту информационного периметра. Если в компании установлены DLP-системы и SIEM-системы, то с учетом проведенного анализа инцидентов, произошедших за определенный период, и результатов аудита они могут быть доработаны.

Аудит не должен быть единственным фактором, выявляющим недостатки работы системы. Еще на этапе ее внедрения должны быть разработаны системы контроля качества процессов, результаты работы которых должны обрабатываться в регулярном режиме.