Современный цифровой мир полон непредсказуемых угроз, которые влияют на нормальное функционирование государства, работу бизнеса и затрагивают права личности. Государственная Доктрина информационной безопасности России призвана обеспечить защиту национальных интересов в цифровом мире. В ней названы основные сферы жизни страны, в которых осуществляется защита информации, объекты, подлежащие охране, и основные и наиболее эффективные методы обеспечения информационной безопасности.
Что предлагают разработчики документа
Разработчики Доктрины предложили три вида методов обеспечения информационной безопасности РФ. К ним относятся юридические, организационно-технические, реализуемые в сфере экономики и финансов. Правовые методы обеспечения информационной безопасности являются основополагающими для применения других механизмов и технологий.
Методы, реализуемые в правовом поле
Государство реализует свою волю, издавая нормативно-правовые акты. Документы, принимаемые в информационной сфере, регулируют основные системные задачи. Более узкие моменты, часто связанные с применением технических мер защиты, регулируются методическими документами ФСТЭК, Роскомнадзора, ФСБ. По частным вопросам контроля за работой и выполнением законов различными организациями выносятся предписания об устранении нарушений законодательства. Совокупность правовых методов обеспечения информационной безопасности РФ направлена на стандартизацию и регламентацию деятельности субъектов информационного поля.
Среди основных направлений законодательной и правоприменительной деятельности эксперты называют:
- принятие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют новые направления в области информационной безопасности;
- внесение дополнений и изменений в действующее законодательство, которые устраняют противоречия между правовыми актами, принимаемыми на различных уровнях власти, национальным законодательством РФ и международными договорами, имеющими приоритет над внутренними законами;
- установление административной и уголовно-правовой ответственности за совершение преступлений в сфере обеспечения информационной безопасности РФ, граждан и организаций, за посягательство на критически важные объекты инфраструктуры;
- распределение полномочий в сфере регулирования информационной безопасности между органами государственной власти РФ и органами субъектов Федерации, а также между государством и обществом;
- нормативно-правовое регулирование режимов конфиденциальности для различных типов информации, например, для коммерческой и банковской тайны, персональных данных, а также установление ответственности за неправомерный доступ к таким сведениям или их разглашение;
- регулирование статуса иностранных субъектов, имеющих доступ к объектам, связанным с обеспечением информационной безопасности России. Среди таких субъектов можно назвать инвесторов, вкладывающих средства в развитие цифровой экономики России, и иностранные информационные агентства, передающие сведения национальным средствам массовой информации.
Структурирование и организация
Многие нормативно-правовые документы обязывают государственные органы и предприятия принимать определенные организационные меры, направленные на защиту государственных интересов.
Среди таких методов защиты информации на первый план выходит:
- формирование инфраструктуры обеспечения информационной безопасности РФ, ее аппаратное, программное, кадровое наполнение;
- правоприменительная деятельность МВД, Следственного комитета, судов, иных федеральных органов в части принятия превентивных мер и раскрытия правонарушений в сфере информационной безопасности, привлечения к суду и наказания виновных лиц;
- создание новых технических средств защиты информации, механизмов контроля эффективности работы этих программных и аппаратных продуктов, усиление контроля за российским сектором Интернета, разработка идеологии суверенного Рунета, создание защищенных телекоммуникационных систем, разработка собственного программного обеспечения и повышение надежности уже созданного;
- создание технических средств, способных предотвратить неавторизованный или несанкционированный доступ к объектам информационной инфраструктуры и подлежащим защите массивам информации, а также отразить атаки, направленные на искажение данных или изменение нормальной работы автоматизированных систем управления;
- обязательная или добровольная сертификация программных продуктов, лицензирование юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере безопасности данных, введение стандартов (ГОСТа и иных), определяющих средства и методы защиты массивов информации и инфраструктуры;
- сертификация телекоммуникационного оборудования;
- разработка новых способов обеспечения безопасности, в том числе антивирусных и криптографических;
- анализ результатов применения положений регулятивных документов.
Методы, работающие в сфере экономики
Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ наиболее действенны тогда, когда направлены на стимулирование инвестиций в электронную промышленность и импортозамещение.
Среди методов, при реализации которых объединяются усилия государства и бизнеса, эксперты называют следующие:
- разработка федеральных и региональных программ обеспечения информационной безопасности, определение источников получения средств, необходимых для их запуска и бесперебойной работы;
- финансирование мероприятий и программ, направленных на защиту суверенитета, экономической стабильности и безопасности от информационных угроз различного характера, например, направленных на снижение стоимости акций российских компаний, обращающихся на организованных рынках ценных бумаг путем распространения недостоверной или порочащей информации;
- широкое применение страхования различных рисков в целях компенсации убытков, понесенных в случаях нарушения нормативов информационной безопасности.
Большинство внедряемых экономических методов обеспечения информационной безопасности направлено не только на создание и поддержание государственной инфраструктуры, но и на защиту бизнеса и государственных служб, наиболее подверженных рискам.
Среди них:
- службы, осуществляющие ведение реестров предприятий и объектов недвижимости;
- органы статистики;
- службы, собирающие и обрабатывающие таможенную и налоговую информацию;
- системы бухгалтерского и финансового учета предприятий;
- кредитно-финансовая сфера.
Защита информации в этих сферах достигается в первую очередь применением сертифицированных программных средств. Также реализуются такие решения, как создание собственных электронных платежных систем и аналога системы SWIFT.
Совокупность методов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации направлена на сохранение паритета сил в электронном мире, недопущение получения какого-либо преимущества любыми иностранными государствами, достигаемого за счет превосходства в технологиях и контроля за инфраструктурой Интернета.