Расширение сферы применения технологий порождает информационные угрозы. Достижение конфиденциальности, целостности, достоверности данных – стратегическая цель обеспечения информационной безопасности.
Комплексная система существующих методов, призванных не допустить утечку сведений по техническим каналам, а также воспрепятствовать несанкционированному доступу к носителям информации, гарантирует целостность данных.
Остановимся подробнее на правовом факторе безопасности.
Часто под организацией информационной безопасности понимают принятие мер, не позволяющих допустить хищение секретных сведений. Однако такое понимание основных целей защиты конфиденциальности данных слишком узкое. На самом деле обеспечение информационной безопасности – это комплекс мероприятий, способствующих защите прав субъектов информационной деятельности.
Степень защищенности секретных документов или сведений от случайных или преднамеренных воздействий, в результате чего может быть нанесен ущерб владельцам или пользователям, зависит от применяемых технологий.
Информацию делят на несколько видов:
Данные, к которым имеет доступ ограниченное число должностных лиц или служащих, относят к государственной, коммерческой банковской тайне.
Основная задача специалистов по информационной безопасности – предотвратить утечку этих сведений из-за несанкционированного, запланированного или непреднамеренного воздействия.
Выделяют несколько методов обеспечения информационной безопасности:
Анализируя основные угрозы хищения, сохранности ценных информационных сведений, выбирают методы, благодаря которым можно избежать или снизить риски информационной безопасности.
Среди сведений, подверженных угрозе похищения, уничтожения или использования в незаконных целях выделяют:
Государственная политика в сфере информационной безопасности направлена на:
На государственном уровне вопросам защиты конфиденциальных, секретных данных от посягательств извне уделяется значительное внимание, которое выражается в совершенствовании нормативных документов.
Установленные нормы и требования законов, вносимые изменения, способствуют устранению:
Так, в российском законодательстве, например:
Использование информационных ресурсов практически во всех областях жизнедеятельности требует создания соответствующей законодательной базы для обеспечения их защиты.
Законы, другие нормативные акты | Регулируемые вопросы |
1. Общедоступные сведения, которые находятся в открытом доступе или должны быть предоставлены по запросу заинтересованных лиц | |
ст. 7 Закона РФ 5485-1 «О государственной тайне» в редакции от 29.07.2018 | Перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию:
|
ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от 03.04.2020 | Рассматривается право предоставления и распространения сведений средствами массовой информации, почтовыми и электронными отправлениями. Оговорен запрет на распространение и пропаганду информации для разжигания ненависти, вражды. |
ст. 8 ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями, вступившими в силу с 08.01.2020 | Обязывает кредитные организации помимо отчетов о финансовой деятельности, по требованию физического или юридического лица предоставить копию лицензии на осуществление банковских операций, иные разрешения. |
ст. 62 Трудового кодекса РФ в редакции от 16.12.2019 | Обязывает работодателя по письменному обращению работника в трехдневный срок выдать запрашиваемые документы, связанные с его трудовой деятельностью, заверенные должным образом. |
ст. 237 Уголовного кодекса РФ с изменениями, вступившими в силу с 12.04.2020 | Предусмотрена уголовная ответственность за несвоевременное оповещение о событиях, создающих угрозу жизни и здоровью людей или искажение фактов. В том числе это касается вопросов опасности для окружающей среды. |
2. Секретные сведения, входящие в разряд государственной тайны | |
Федеральный закон № 390 «О безопасности» в редакции от 06.02.2020 | Определены:
|
Закон РФ 5485-1 «О государственной тайне» | Дано определение понятию государственной тайны, процедуры получения доступа к секретным данным. Отдельно акцентировано внимание на вопросах обеспечения защиты информации, ответственности за нарушение требований. |
Указ Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 в редакции от 08.08.2019 |
Утвержден перечень сведений, относящихся к государственной тайне в разных областях деятельности. |
Раздел X, глава 29, статьи 275, 276, 283, 284 УК РФ | Предусмотрены меры уголовного наказания за:
|
3. Персональные данные | |
Федеральный закон № 152 «О персональных данных» в редакции от 31.12.2017 | Дано определение персональным данным физического лица, принципам их обработки, принимая во внимание требования информационной безопасности. |
Указ Президента РФ № 188 от 06. 03.1997. Актуальная редакция от 13.07.2015 | С целью оптимизации утвержден перечень сведений, относящихся к конфиденциальным. |
Правительственное Постановление № 1119 от 01.11.2012 | Утверждены требования, соблюдение которых гарантирует защиту персональных данных при обработке. |
Приказ Роскомнадзора № 996 от 05.09.2013 | Утверждена методика по обезличиванию персональных данных. |
Глава 14 ТК РФ | Для работодателей с целью обеспечения информационной защиты персональных данных подчиненных на законодательном уровне закреплены определенные требования. |
Кодекс об административных правонарушениях ст. 13.14 | Определены штрафы виновным за распространение информации ограниченного доступа должностным лицам и гражданам. |
4. Профессиональная тайна | |
ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» редакция от 02.12.2019 ст. 16 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» с дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020 ст. 41 Закона РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации» в редакции от 01.03.2020 |
Акцентируется внимание на соблюдении правила неразглашения сведений, которые стали известны в силу специфики деятельности. |
5. Коммерческая тайна | |
Федеральный закон № 98 «О коммерческой тайне» в редакции от 18.04.2018 | Дается определение понятия коммерческой тайны. Нормируются требования порядка установления или прекращения режима секретности ценной информации. Описаны законные способы обеспечения охраны секретных сведений. |
ст. 183 УК РФ | Определены штрафные санкции за хищение документов, получение другими незаконными способами секретных данных, представляющих ценность для коммерческой деятельности. |
6. Служебная тайна | |
Правительственное Постановление № 1233 в редакции от 18.03.2016 |
Введен регламентированный порядок обращения со служебной информацией для различных управленческих органов власти. |
ст. 1470 Гражданского кодекса РФ | Дано определение исключительного права работодателя на секреты, связанные с производством и ответственности за незаконное их распространение или передачу другим лицам. |
7. Авторские права | |
Глава 72 Гражданского кодекса РФ | Регламентируются основные положения, связанные с:
|
ст. 7.12 КоАП РФ ст. 147 Уголовного кодекса РФ |
Предусмотрены разные меры административной или уголовной ответственности за нарушение авторских, изобретательских, патентных прав. Строгость зависит от обстоятельств, степени тяжести преступления и последствий причинения вреда. |
Это неполный перечень законов, позволяющих решить проблемы защиты сведений правовыми методами обеспечения информационной безопасности. Ограничения на доступ к определенным документам вправе наложить собственник, руководствуясь законными требованиями. Например, в список данных ограниченного доступа нельзя включать учредительные документы или лицензии, подтверждающие право заниматься конкретными видами деятельности.
Однако закон позволяет защитить подобным образом:
Необходимость защиты различного вида информации очевидна. При этом применяемые методы, политика информационной безопасности должны соответствовать интересам государства и общества.
18.05.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных