Основам национальной информационной безопасности посвящен ряд документов, разработанных Советом Безопасности РФ при помощи экспертного сообщества и утвержденных указами президента. Доктрины, концепции, стратегии рассматривают различные аспекты современной цифровой действительности, новые угрозы, меры противодействия им и направления активности государства, усиливающего свои геополитические позиции.
Национальная информационная безопасность является комплексным понятием, по-разному раскрываемым в различных публичных документах, учебных пособиях, статьях экспертов. Она не ограничивается только информационной безопасностью государства, его органов, сфер обороны и внутренней политики.
Доктрина информационной безопасности рассматривает в качестве объекта защиты сбалансированные интересы личности, общества и государства. Без охраны информационных интересов личности и гражданина невозможно восприятие государства как субъекта общественного договора и носителя суверенитета, без которого невозможна защита граждан. Также внутри понятия находится и защита информационной инфраструктуры, осуществляемая программными, физическими и техническими средствами, обеспечение безопасности научных разработок и ноу-хау.
Таким образом, под национальной безопасностью в цифровом пространстве, включающей обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства и инфраструктуры, понимается состояние защищенности информационной среды, гарантирующей соблюдение прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере, когда полностью обеспечиваются их защита, реализация и возможности развития вне зависимости от количества и качества внутренних и внешних угроз.
Доктрина информационной безопасности 2016 года дополняет, что в ситуации, когда национальная безопасность в сфере информации обеспечена, создается общество, в котором:
Оценить состояние безопасности можно по объективным характеристикам. Развитая система информационной национальной безопасности определяется следующими основными параметрами:
В основе национальной информационной безопасности находятся технические, программные и научные ресурсы, которые, с одной стороны, сами являются объектом защиты, с другой стороны, обеспечивают безопасность. Увеличение мощности этого ресурса становится одной из основных задач государства в цифровую эру.
За последние несколько десятилетий мир полностью изменился, и большинство коммуникаций, финансовых трансакций, информационных архивов попали в Интернет. Это увеличило их доступность для третьих лиц по сравнению с эпохой только материальных носителей, и, соответственно, вместе с доступностью повысилась и уязвимость.
Интересы личности и общества, выражающиеся в сохранности информации или в защите от деструктивного информационного воздействия, постоянно подвергаются угрозам, в основе которых лежит не только коммерческий, но и психологический или идеологический интерес.
Интересы государств в области информационной безопасности, в свою очередь, также находятся под ударом не только хакерских группировок, но и отдельных государств. Доктрина информационной безопасности, принятая в 2016 году, в числе угроз называет стремление отдельных государств доминировать в международном информационном поле. Это выражается не только в систематическом снижении значения международных организаций, в том числе в непризнании значимости принимаемых ими документов международного права в области информационной безопасности, но и в конкретных действиях.
Информационные технологии сегодня приобрели глобальный трансграничный характер, что создает невозможность как их регулирования на национальном уровне, так и безошибочного выявления источников угроз.
Постоянный анализ изменения ситуации в цифровом мире влияет и на вектор направления усилий политиков. В этой ситуации национальными интересами России в информационной сфере, как внутренней, так и международной, становятся:
Прямо не названы в Доктрине, но подразумеваются такие интересы, как поддержание экономической и финансовой стабильности, недопущение влияния некорректного использования информационных технологий на экономический рост.
Система информационных угроз существенно изменилась за последние годы. Помимо хакерских группировок и террористических организаций, а также традиционно противоборствующих иностранных разведывательных организаций, генерировать угрозы начали экстремистские организации и деструктивные секты, часто также направляемые службами разведки. Угрозы усилились, участились попытки перехвата управления объектами критической инфраструктуры, посягательства на государственные информационные ресурсы и сети. Самостоятельной проблемой стали действия, направленные на подрыв авторитета России на международной арене.
Нарастание угроз национальной безопасности вызвано такими факторами, как:
Основы национальной информационной безопасности служат базой для дальнейшего развития научных технологий, усиления присутствия России в мире, повышения ее роли в части выработки норм международного права.
Обеспечение национальной информационной безопасности возлагается на следующие службы и организации:
Все участники процессов обеспечения информационной национальной безопасности в цифровом мире должны работать во взаимодействии, чувствуя потребности друг друга и изменение конъюнктуры. За общее планирование и стратегию отвечают Совет Безопасности и президент, которому руководитель ведомства регулярно докладывает обстановку в области национальной безопасности.
Единый процесс обеспечения информационной безопасности представляет собой непрерывное и взаимосвязанное применение превентивных, защитных и направленных на усиление позиции мер следующего характера:
Все меры должны быть направлены на снижение уровня угроз, прогнозирование новых рисков, отражение нападений, ликвидацию их последствий, наращивание технического, идеологического и информационного потенциала, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, граждан и общества.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных