Контент-анализ – это метод обработки информации, с помощью которого ведется не только качественная, но и количественная оценка данных. При сопоставлении показателей производятся математические расчеты для обнаружения закономерностей. Процедура контент-анализа осуществляется поэтапно. Она проводится либо в дополнение к общему анализу какой-либо информации, либо используется как независимый прием исследования.
С помощью контент-анализа исследуется текстовая информация в журналистике, социологии, психологии, истории, культурологии, политологии.
По результатам анализа изучают темпы развития бизнеса, шансы на получение преимуществ перед конкурентами. С помощью такого метода осуществляется управление кадрами.
Анализ применяется для оценки качества художественных или технических текстов.
Методика контент-анализа дает возможность узнать об отношении населения к какой-либо политической программе, изучить эффективность рекламы, уровень популярности телевизионных передач.
Контент-анализ включает следующие операции:
Достоинство контент-анализа состоит в возможности обработки объемной информации (например, из газет, собранных за многие годы) и сравнения событий, отдаленных по времени.
Анализ таким методом позволяет выявлять скрытые признаки и тенденции, которые остаются незамеченными в повседневной жизни. Фактам дается математически точная оценка.
Однако у этого метода имеются ограничения. События, подвергаемые анализу, могут быть изложены авторами текстов (например, историками или писателями) с искажениями и неточностями. Результаты, полученные на основе изучения фактов, описанных разными людьми, могут существенно отличаться.
Поэтому оценка контента при таком анализе не всегда является абсолютной истиной.
В контент-анализе за основу берут следующие индикаторы (смысловые единицы):
Контент-анализ включает три этапа: подготовительный, исполнительный и этап обработки собранных материалов.
На этом этапе определяют цели контент-анализа, разрабатывают программу действий, выделяют определенные факторы (смысловые единицы). Уточняют объем работы, составляют схему исследования данных (классификатор), а также соответствующие инструкции с методами обработки информации.
Классификатор представляет собой перечень категорий анализа и единиц счета.
Аналитические категории
Это проблемы и темы, которые затрагиваются в ходе контент-анализа (например, «семейные отношения», «проблемы со здоровьем», «карьерный рост»). Данные выбирают из письменных источников, результатов социологического опроса, анкетирования.
При составлении схемы исходят из того, что источники являются достоверными, а категории, по которым проводится анализ, имеют конкретный смысл и однозначное толкование.
Единицы счета
В контент-анализе так называют количественные отношения между анализируемыми факторами (например, частота появления в тексте каких-либо понятий или пропорции между отдельными характеристиками).
Единицами счета при таком анализе могут быть:
Содержание инструкций и кодировочных матриц
Инструкции составляют для сотрудников, которые занимаются компьютерным кодированием анализируемой информации. В них указывают категории и аналитические признаки, а также единицы счета, употребляемые при контент-анализе.
Для занесения полученных результатов создается кодировочная матрица – специальная анализ-таблица. По вертикали располагаются исследуемые категории, а в горизонтальной шапке – названия источников информации. На пересечении столбцов и строк помещают результаты расчетов, по которым производится анализ.
Специалисты проводят кодировку данных в соответствии с подготовленной инструкцией.
Качество контент-анализа («устойчивость результатов») напрямую зависит от правильности составления инструкций и точности их исполнения. Кодировщик должен обладать достаточными знаниями в исследуемой области, выполнять свою работу добросовестно. Кодировка требует большого внимания и терпения.
При несоблюдении таких условий могут быть пропущены отдельные единицы контент-анализа, зафиксированы ненужные сведения или неправильные соотношения между анализируемыми показателями.
При кодировании за основу берут следующие характеристики:
Типы кодирования
Различают манифестный и латентный контент-анализ, в каждом из которых используют соответствующий тип кодирования.
При манифестном кодировании фиксируются явные, открытые признаки (например: количество слова «оранжевый» в тексте). Компьютер абсолютно точно подсчитывает количество заданных категорий. Недостаток состоит в том, что техника не может различать слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу (омонимы), поэтому такой способ кодирования при контент-анализе применим не всегда.
Латентное позволяет выявлять неявные (косвенные) признаки (например, выяснить, в каком жанре описана сюжетная сцена, какие намечаются тенденции в развитии экологической политики).
Обработка кодировочных матриц производится с помощью специальных сопоставительных таблиц и коэффициентов корреляции.
При анализе большого количества данных используют методы математической статистики, с помощью которых определяют частоту событий и проценты распределения различных показателей.
Обработка характеристик ведется путем проведения так называемого «факторного анализа», то есть вычисления зависимости результатов от определенных факторов.
Для того чтобы сопоставить положительные и отрицательные результаты оценки события при анализе пользуются математической формулой расчета «коэффициента Яниса» (С).
Когда число положительных оценок превышает число отрицательных:
где f – число оценок со знаком «+»;
n – число оценок со знаком «-»;
r – объем текста, имеющего отношение к конкретной проблеме;
t – общий объем анализируемого текста.
Когда число отрицательных оценок превышает число положительных:
В некоторых случаях вычисляют «удельный вес» фактов или событий, то есть отношение показателей, касающихся частного явления, к общей массе анализируемых характеристик.
Проведение контент-анализа позволяет успешно реализовывать новые бизнес-проекты, обеспечивать их окупаемость и маркетинговое продвижение.
Прежде чем приступать к разработке собственной бизнес-стратегии, специалисты анализируют спрос и предложение на рынке готовой продукции, изучают опыт конкурентов.
При проведении анализа конкурентов исследуют влияние на успешность бизнеса таких факторов, как:
Для выявления конкурентов по бизнесу обычно используют поисковые программы, изучают маркетинговые предложения в социальных сетях. О популярности конкурентов можно судить по количеству запросов пользователей и отзывам клиентов.
Для отслеживания эффективности рекламы товаров и услуг обращают внимание на такие показатели, как:
При продвижении уникального бизнеса и отсутствии явных конкурентов проводят анализ деятельности смежных производителей, решающих сходные задачи.
***
Контент-анализ позволяет с помощью математических расчетов определить показатели, характерные для различных событий и явлений, произвести сравнение между ними, выявить общие закономерности.
Подобный аналитический метод применяется в различных сферах жизни и деятельности людей, поскольку с его помощью можно исследовать большие массивы информации, обнаруживать связи между отдаленными событиями, выявлять скрытые тенденции.
Контент-анализ используется при составлении бизнес-планов, изучении перспектив внедрения новых проектов. Такой метод применяется также для оценки исторических и политических событий, социальных явлений.
13.10.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных