Одним из способов обеспечения информационной безопасности компании является разграничение доступа к базам данных. Информация распределяется по конкретным профилям, создаются группы, в которые входят сотрудники, наделенные определенными правами (ролями) на обработку данных. Пользователей информационной базы подразделяют на типы, обладающие различными уровнями доступа к сведениям, необходимым для решения конкретных задач.
Для разграничения прав персонала используются СУБД (системы управления базами данных), позволяющие обеспечить безопасное хранение информации и контроль за пользовательскими ролями.
С помощью СУБД осуществляется взаимодействие между сервером компании (центральным компьютером, в котором хранятся данные) и клиентами (компьютерами отдельных пользователей). Для составления запросов используется язык программирования SQL.
В процессе обработки запросов и отправки нужных сведений SQL Server использует:
Наиболее популярными являются реляционные СУБД (MySQL, PostgreSQL, Visual FoxPro, Access, Clarion, Ingres, Oracle), где информация сохраняется в базах данных в виде таблиц (объектов доступа). В строках и столбцах содержатся наборы элементов с определенными параметрами.
С помощью СУБД пользователям предоставляются различные привилегии (возможности работы с данными): «просматривать», «изменять», «дополнять», «удалять».
Существуют следующие варианты управления доступом:
1. Избирательное. Для каждого объекта информации составляется список пользователей, допускаемых к ее обработке;
2. Мандатное. Данные помечаются определенным грифом (например, «секретно»). Сотрудники допускаются к обработке информации с конкретными грифами;
3. Доступ на основе ролей. Пользователей объединяют в группы по ролям (набору привилегий). Такой вариант особенно удобен при наличии большого штата сотрудников.
Для отслеживания пользовательских операций в БД на профессиональном уровне рекомендуем использовать Database Monitor. Узнать больше.
Различают следующие типы пользователей, получающих доступ к базам:
1. Проектировщики базы данных SQL. Они создают объекты БД на основе предметного анализа информации. При этом формируют определенную бизнес-логику (набор правил и ограничений при работе с данными);
2. Администраторы данных (управляющие). Это сотрудники, которые распределяют информацию в базе данных компании по степени важности и секретности. Они определяют, какие сведения должны быть занесены в хранилище (в системную библиотеку using system), а также разрабатывают условия безопасного допуска персонала к их изучению;
3. Администраторы баз данных (АБД) – специалисты в области информационных технологий, отвечающие за реализацию решений проектировщиков и управляющих. В их обязанности входит создание СУБД, обеспечение безопасного хранения и использования информации. Этой категории сотрудников предоставляются неограниченные привилегии и право устанавливать уровень доступности данных другим пользователям. Результаты разграничения размещаются в базе данных (в системном каталоге);
4. Программисты. Это создатели программ для изучения и обработки данных, помещенных в базу. Программы разрабатываются с учетом запросов пользователей, а также требований АБД;
5. Конечные пользователи – сотрудники с различным уровнем доступности БД.
Для вхождения в базу данных пользователи должны авторизоваться с помощью пароля и логина, пройти идентификацию (по адресу электронной почты, номеру мобильного телефона). Иногда требуется аутентификация по биометрическим данным, путем ответа на секретный вопрос или набора pin-кода.
Назначение уровня доступности позволяет снизить риск потери информации при обработке большим количеством пользователей. Снижается вероятность ее намеренного или случайного разглашения сотрудниками компании. Предотвращается утечка данных.
Пользователю, работающему с таблицами данных SQL, может быть предоставлен один из следующих уровней:
В целях более полного разграничения доступа принимаются такие меры как:
При выборе прикладных программ (Enterprise-приложений) для СУБД важную роль играет технология допуска пользователей к информации.
Существуют следующие варианты осуществления связи между пользовательскими ПК и базовым компьютером:
Локальная модель | Информационная база и СУБД расположены на одном компьютере (SQL-сервере), возможно прямое подсоединение к файлам и таблицам БД. |
Сетевая модель | Данные находятся на сервере компании, а управляющие программы – на компьютерах пользователей. При поступлении запроса таблица данных полностью скачивается на компьютер клиента и обрабатывается специальной программой. Подобная модель подходит, если пользователей немного. |
Технология клиент-сервер | Драйвер для составления запроса в БД находится в компьютере пользователя. А на сервере компании размещается не только база данных, но и встроенные приложения для обработки запросов с учетом допуска клиентов. При этом подключается бизнес-логика (производится сортировка, маскировка, частичное удаление данных), а также объединяются сведения из БД различных филиалов компании. |
Для облегчения связи между приложениями и хранилищами информации используется программное обеспечение Data Access Layer (DAL). Данные распределяются по классам (например, «схемы с описанием таблиц», «справочники», «статистические показатели») и направляются в «контейнеры» с различной степенью доступности. Это ускоряет выдачу ответов на запросы пользователей и обработку данных.
***
Разграничение доступности данных пользователям БД позволяет избежать разглашения коммерческих сведений, важных для развития бизнеса. Для сотрудников устанавливаются различные виды допуска. Им назначаются определенные роли (привилегии) в соответствии с задачами, которые они решают при работе с данными.
Управление доступностью информации осуществляется с помощью специальных систем (СУБД), регулирующих взаимодействие между клиентами (пользователями) и базовым компьютером, в котором хранятся коммерческие данные. За установку необходимого программного обеспечения отвечает администратор БД, которому предоставляется максимальный уровень допуска к информации.
14.10.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных