Принятая в конце 2016 года Доктрина информационной безопасности Российской Федерации не является нормативным актом прямого действия. Это система официальных взглядов на то, каким образом должны быть защищены все представляющие ценность национальные информационные объекты. В соответствии с ней должны разрабатываться законы и подзаконные акты. Вопреки сложившемуся мнению, сутью документа стала не цензура, а стратегическое планирование и применение технологий. Новый документ, утвержденный Указом Президента РФ, заменил предыдущий, принятый еще в 2000 году и существенно устаревший. Новая версия концепции защиты информационной безопасности была разработана Совбезом.
За 16 лет, прошедших с момента принятия первой редакции документа, существенная часть коммуникаций, управления, финансовых средств перешла в Интернет и оказалась в зоне риска. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации ввела новые понятия и термины, отвечающие требованиям момента. Целью ее издания стала защита интересов человека, всего общества и государства от угроз, которые обусловливаются возможностями использования информационных технологий в военных или политических целях. Эти угрозы могут оказаться не только иностранными или международными, но и внутренними. Степень угрозы национальным интересам не зависит от территориальной принадлежности террористической или экстремистской организации. При этом если в начале 2000-х риски носили более криминальный характер, были связаны с торговлей наркотиками и оружием, экстремизмом, то в 2016-м возникли угрозы безопасности инфраструктурных объектов. Председатель комитета Госдумы по информационной политике отметил, что уже выявлялись факты вмешательства через Сеть в системы управления отдельных производственных объектов . Это усиливает необходимость обеспечения не только идеологической, но в первую очередь технологической безопасности.
Разработчики доктрины информационной безопасности выделили основные группы информационных угроз, к которым относятся:
Но идеологией и геополитикой разработчики концепции не ограничились и уделили существенное внимание вопросам технологий. К реальным опасностям, существенно снижающим информационную обороноспособность страны, они отнесли:
Менее существенной с точки зрения национальной безопасности, но значимой для интересов личности названа такая угроза, как рост киберпреступности, в том числе в банковской сфере. Не названа отдельно в Доктрине, но существует такая угроза, как дефейс, или взлом сайта государственной или общественной организации хакерской группировкой и размещение ею на его страницах экстремистского воззвания. Хакеры могут представлять международные террористические организации, националистические движения из ряда стран, которые находятся в фарватере внешней политики России, но в большинстве случаев за их спинами стоят спецслужбы западных государств. Использование дефейса в качестве демонстрации силы призвано показать уязвимость информационной системы государства, внести неуверенность в сознание сотен тысяч граждан.
Разработчики Доктрины информационной безопасности назвали пять сфер политической и общественной жизни, в которых применение изложенной в документе системы взглядов должно оказаться наиболее релевантным. Это:
Наибольшее количество вопросов к национальной Доктрине информационной безопасности вызвали предложенные ею методы борьбы с угрозами, именно они повлекли за собой общественное непонимание, разговоры в прессе о цензуре и «китайской модели» Интернета. Документ предлагает следующие способы:
16 лет, прошедшие с момента разработки и принятия первой версии Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, существенно изменили мир, а вместе с ним и понимание структуры и значимости основных угроз. В документе появились некоторые новые позиции и взгляды. Среди них:
Интересно, что полностью устранена, судя по анализу текстов двух редакций Доктрины, такая опасность, как наличие монополии на формирование, получение и распространение информации в РФ. Очевидно, что появление большого количества независимых информационных агентств, телевизионных каналов и частных СМИ позволило снизить риск. Скорее всего, в первой редакции она упоминалась на фоне дела НТВ, телеканала, подконтрольного олигархату и подававшего информацию удобным для него и некомфортным для руководства страны способом. Окончательно дело НТВ завершилось только в 2003 году.
При толковании Доктрины назывались и такие опасности, как попытки западных стран ввести глобальную цензуру на распространение информации в мире, имея преимущество в технологии и охвате аудитории, достигаемое контролем над ключевыми телеканалами и изданиями. Создание и развитие собственных рупоров распространения сведений стало одной из существенных задач, которые необходимо решить в рамках реализации Доктрины информационной безопасности. Именно распространение информации может усилить влияние на международной арене на уровне, которого невозможно достичь только политическими средствами.
Так как система взглядов, изложенная в Доктрине, не имеет самостоятельной нормативно-правовой силы, ее реализация предполагается путем принятия отраслевых документов, посвященных вопросам стратегического планирования в РФ. Перечень документов и этапы их реализации в среднесрочной перспективе должны определяться на уровне Совета Безопасности РФ. О том, как положения концепции применяются на уровне государственного управления, науки и экономики, изучаются, а также об итогах мониторинга глава Совбеза должен ежегодно докладывать президенту. Сейчас сфера применения документа расширяется, предполагается, что он ляжет в основу практики донесения позиции России о международной политике до всего мира, что реализуется сейчас как работой СМИ, так и официальными заявлениями российских должностных лиц, транслируемыми информационными агентствами.
После принятия Доктрины информационной безопасности РФ правительством был разработан и вынесен на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, посвященных вопросам защиты критически важных инфраструктурных объектов. Закон о критической информационной инфраструктуре вступил в силу в 2018 году. В соответствии с ним были разработаны приказы ФСТЭК, определяющие технические средства и ресурсы, призванные защитить системы управления объектами от незаконного проникновения. Практически избежали изменений законы о СМИ, разработчики Доктрины стремились уйти от любых обвинений в запрете на свободное движение информации. Однако законы о фейковых новостях также можно рассматривать как одно из направлений защиты национальной информационной безопасности, так как именно эти новости наиболее часто используются для внутриполитической дестабилизации.
Несмотря на то, что большая часть положений документа посвящена вопросам внутренней и внешней информационной безопасности государства, она затрагивает и интересы бизнеса. Существенная часть доходов компаний сейчас находится в электронном виде, на счетах банков, поэтому защита национальной кредитной системы стала одной из основных задач, декларируемых документом, сутью которого стала безопасность интересов не только государства, но и человека и общества. Помимо этого, Доктрина уделяет внимание защите систем управления объектами электроснабжения, иных системообразующих объектов, которые часто принадлежат представителям бизнеса. Здесь, в части реализации положений стратегии, предприниматели объединяют свои силы с государством. Бизнес может рассчитывать на поддержку НИОКР, которые направлены на создание инновационных информационных технологий.
Со стороны бизнеса названы следующие участники процесса обеспечения информационной безопасности России:
Бизнес, принимая для себя положения Доктрины, должен понимать, что сотрудничество с государством, органами государственной власти в части защиты информационной безопасности обеспечивает и соблюдение его интересов.
Как любая концепция, затрагивающая интересы различных ведомств и секторов экономики, Доктрина информационной безопасности собрала букет неоднозначных мнений экспертов. Среди ее плюсов специалисты единогласно отметили появление конкретики, четкую систематизацию угроз, понимание, что технологическая слабость является более существенным риском, чем посягательство на идеологические концепции, несмотря на то, что, по сути, смысловые ценности в концепции признаются значимыми. Однако в анализе угроз уделено недостаточного внимания таким вопросам, как:
Также в документе не были явно названы геополитические стратегические цели, которые вытекают из внешней политики Российской Федерации. Их прямое упоминание облегчило бы принятие законов и других нормативных актов, касающихся этого аспекта информационного взаимодействия с другими государствами.
Российская доктрина информационной безопасности действует не так долго, но анализ практики ее применения уже показывает, что принятые в соответствии с ней законы и достигнутый национальный консенсус в части защиты объектов критической инфраструктуры приносят свои плоды.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных