Финансовое мошенничество в сети Интернет развивается и эволюционирует вместе с самим Интернетом. Жертвами сетевых мошенников становятся не только рядовые пользователи: невнимательные покупатели интернет-магазинов, школьники или пенсионеры, увлеченно проигрывающие накопления в бинарные опционы. Действия мошенников в Сети наносят ущерб и крупным компаниям.
Интернет развивается крайне быстро и так же быстро становится орудием в руках преступников. Природа интернета создает условия, при которых вопросы борьбы с мошенничествами в Сети переносятся на транснациональный уровень. Мошенники становятся все более интеллектуальными, и Сеть применяется для решения различных задач преступного характера: от неправомерного завладения информацией до собственно мошенничества.
С точки зрения уголовно-правового состава мошенничество представляет собой покушение на завладение чужим имуществом, которое совершается путем обмана или злоупотребления доверием. В российском Уголовном кодексе ответственность за это деяние предусматривается статьей 159.
Интересно, что прямое хищение средств со счетов банков и компаний или банковских карт граждан нельзя квалифицировать как мошенничество. Тогда как, согласно данным МВД, каждый год объем прямых краж приближается к 450 миллионам долларов. И если современные средства защиты от неправомерного проникновения в банковскую систему помогают сохранить неприкосновенность денег, то защитить деньги от мошенничества, когда владелец добровольно передает их преступникам, гораздо сложнее.
Итак, интернет-мошенничество – это хищение чужого имущества, у которого два отличительных признака:
Финансовое мошенничество отличается тем, что мотивация передать личные средства третьему лицу опирается на финансовый расчет. Человеческие желания, на которых преступники строят мошеннические стратегии, и обычные чувства, которыми мошенники манипулируют для хищения денег, чаще всего принадлежат к одной из пяти категории.
О сети Интернет нельзя говорить, как о едином целом. Это совокупность ресурсов, сетей и протоколов, каждый из которых может стать инструментом мошенников. С точки зрения злоумышленников, преимуществами интернета становятся анонимность и безопасность, поскольку IP-адрес преступника легко замаскировать с помощью прокси-серверов и аналогичных средств.
Чаще всего мошенники используют всего несколько ресурсов:
К этому же ряду причисляют обычно способы мобильного мошенничества, программирование которых производится при помощи ресурсов сети Интернет. Иногда мобильное мошенничество совмещается с использованием других способов хищения средств с банковских карт.
При изучении ситуации, в которую попадают жертвы, готовые перечислить средства мошенникам, выделяют несколько общих черт.
Во-первых, отсутствие контроля над массовыми рассылками, достоверностью подписей организаторов процессов, деятельностью крупных ботнет-компаний, услугами которых часто пользуются мошенники.
Во-вторых, отсутствие систем обратной связи и горячих линий, которыми могли бы воспользоваться жертвы преступления. Наличие единого механизма для оперативного реагирования, который помог бы существенно снизить риски с применением современных технологий для вычисления местонахождения мошенников.
В-третьих, отсутствие правового механизма для удовлетворения рекламаций, направляемых пользователями сети Интернет.
Все это приводит к тому, что финансовое интернет-мошенничество трудно выявлять и пресекать, из-за чего явление получает следующие признаки:
Сложно выделить самые частые способы мошенничества с платежными и кредитными картами, но по объему хищения средств во всем мире наиболее известны шесть.
Первый способ – хищение кодовых слов, паролей, номеров карт под видом банка. Частым явлением стали звонки якобы из клиентских служб или служб безопасности, с помощью которых злоумышленники пытаются узнать любую информацию, открывающую доступ к счету клиента.
Второй способ – механизм «Вы выиграли». Схема такая: жертве приходит СМС, в котором говорится о некоем крупном выигрыше. Чтобы получить его, «победителю» необходимо самостоятельно создать интернет-кошелек в указанной платежной системе или перевести сумму по указанным реквизитам.
Третий способ – получение СМС или сообщения по электронной почте, в котором содержится информация о пополнении кошелька или счета жертвы. Под сообщением стоит подпись банка или компании, вызывающей доверие. А вскоре приходит сообщение от третьего лица, который просит вернуть неверно перечисленную сумму. Иногда жертва делает это автоматически, даже не проверив пополнение. Поставить вызывающую доверие подпись под СМС-сообщением позволяет политика российских провайдеров мобильных сетей или сетей Интернет. Такая услуга стоит денег, но и окупается часто.
Четвертый способ – старый метод мошенничества под названием «Волшебный кошелек». Жертва получает предложение отправить на электронный кошелек небольшую сумму, которая вернется в двукратном размере. Деньги не возвращаются, номер телефона, на который зарегистрирован кошелек, никогда не отвечает, но это не снижает интереса новичков к такому способу легко заработать.
Пятый способ – создание интернет-магазина, где нужный товар, например, модель популярного электронного устройства продается за копейки. Если деньги нужно перевести продавцу, то клиент магазина, скорее всего, никогда их больше не увидит. Распознать мошенников помогает внимательное изучение способов доставки: такие магазины крайне редко предлагают доставить покупку курьером.
Шестой способ – выставление счета. Если мобильный телефон или электронный кошелек уже использовались для оплаты выставленных счетов, то мошенники легко смогут выставить аналогичный или новый счет, например, связанный с оплатой в пользу благотворительного фонда. На руку злоумышленникам обычно играет фактор нехватки времени для принятия решения о переводе суммы.
Уберечься от описанных способов мошенничества можно, если внимательно относиться ко всем сообщениям и проверять все номера кошельков или телефонов. Банки не возвращают списанные деньги просто по жалобе клиента – зачастую требуется привлекать правоохранительные органы и возбуждать уголовное дело против «неустановленного лица». Даже если «лицо» установят, маловероятно, что удастся вернуть всю сумму.
Хищение денег из интернет-кошельков и платежных карт – распространенный, но не единственный вид мошенничества в интернете. К другим популярным способам изъять деньги у физического или юридического лица путем обмана или злоупотребления доверием относятся:
В любом случае основным методом вовлечь потерпевшего в мошенническую схему является обман. Злоупотребление доверием возможно только при наличии предварительных связей между жертвой и мошенником, что маловероятно при анонимности, которую обеспечивает интернет. Единственным исключением здесь может стать ситуация, когда пострадавший сам предоставляет мошеннику данные своей банковской карты для совершения операций. Если информация о реквизитах получена с помощью вирусных программ и другого вредоносного ПО, деяние получает другую квалификацию и уже не является финансовым мошенничеством.
Если прямо толковать Постановление Пленума Верховного суда России №51 от 27 декабря 2007 года, мошенничеством может являться только прямое обращение в свою пользу или в пользу третьих лиц тех денежных средств, которые находятся на счетах в банках, если оно было совершено путем обмана и злоупотребления доверием. Если же злоумышленники использовали информационные средства проникновения в защищенные системы, то следует применять нормы статей 272 или 273 Уголовного кодекса, где речь идет о преступлениях в сфере компьютерной информации.
Следователи выделяют и еще один своеобразный состав преступления, который может быть признан комбинацией финансового мошенничества и лжепредпринимательства. В таком случае мошенники создают фиктивное юридическое лицо исключительно для получения доступа к счетам, кодам, электронным ключам. Такая компания становится орудием преступления.
Все перечисленные виды преступлений обычно совершаются в три этапа.
Интернет-мошенничество – преступление с труднодоказуемым составом. Фиксация доказательств практически невозможна, отслеживание трансакций затруднено границами юрисдикции, суды далеко не всегда воспримут данные программных продуктов, отслеживающих интернет-трафик, как допустимое доказательство. Все это говорит о необходимости повышать сознательность и регулярно напоминать пользователям о рисках интернет-мошенничества. Облегчить борьбу с подобным типом преступлений помогла бы государственная программы информирования, горячих линий и единых баз данных об инцидентах.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных